Старый Закон «Об авторском праве» удобен авторским обществам для сбора денег… а их аппетиты постоянно растут

Закон об авторском праве любят только те, кто на нём зарабатывает. Все остальные уверены: с его помощью делаются деньги из воздуха. Операторы связи уточняют: деньги делаются из дыры в несовершенном Законе «Об авторском праве».

Счета на миллионы тенге регулярно получают сразу несколько компаний-телерадиовещателей Казахстана. Их просят заплатить авторские отчисления – за то, что они просто передают сигнал, при этом не создавая авторского контента. И тем не менее с них требуют деньги наравне с телеканалами, которые создают авторские передачи, программы.

Здесь важно понять: операторы связи передают сигнал. Любой – хоть фильм, хоть заставку из цветных полос. Они занимаются технической трансляцией – точно так же, как нефтяная труба не качает нефть, а лишь транспортирует её. А вот за содержание трансляции и связанные с этим авторские права отвечают телерадиокомпании. Они и платят авторские отчисления.

Тем не менее Закон «Об авторском праве», принятый аж 18 лет назад, в 1996 году, не отличает первых от вторых и позволяет выставлять счета и компаниям-«технарям» – на миллионы тенге.

ДЫРА-КОРМИЛИЦА

Статья 34 Закона «Об авторском праве» гласит: объектами смежных прав являются «передачи организаций эфирного или кабельного вещания независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения».

Пользуясь этой общей формулировкой, авторские общества Казахстана выставляют счета за авторские права и авторам телепередач, которые используют чужую музыку и видео, и оператору связи, который, грубо говоря, эту передачу просто прогоняет по проводам и каналам, доводя до зрителя.

НАКАЗАЛИ ДВАЖДЫ

Осенью 2013 года в Уральске по заявлению организации по защите авторских и смежных прав «Аманат» органами юстиции была проведена проверка кабельного оператора «Аксайсетьсервис». Результат – на оператора наложили административное взыскание за нарушение авторских прав. Не прошло и месяца, как к «Аксайсетьсервис» предъявил претензии уже другой госорган – финансовая полиция и по заявлению уже другой организации, «Казахстанского центра ТВ».

Два этих эпизода объединяет одно – и авторское общество «Аманат», и дистрибьютор «Казахстанский центр ТВ» утверждали, что якобы «Аксайсетьсервис» нарушает закон об авторском праве, поскольку не заключает договоров с этими организациями на получение необходимых прав на ретрансляцию. При этом оба этих жалобщика замалчивали, что статья 34 нового Закона «О телерадиовещании» освобождает оператора связи от заключения этих договоров, обязывая подписать лишь ОДИН договор – с телеканалом-правообладателем, который и решает все вопросы с правообладателями.

Абсурдность ситуации кажется очевидной – оператор связи не имеет никакого отношения к авторскому контенту. Однако, используя Закон «Об авторском праве», «Аксайсетьсервис» заставили заплатить.

ВИНОВАТЫ САМИ

Парадоксально, но операторы связи сами приучили авторские общества к получению этих лёгких денег:

– Кабельные операторы предпочитали платить, потому что это были относительно небольшие суммы, 3% от оборота. Им казалось проще заплатить, чем идти по судам, – объясняет Шолпан Жаксыбаева, исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана (НАТ). – Но сейчас аппетиты авторских обществ увеличились, они требуют больше. Интересно, что на их стороне выступает и финансовая полиция – в сумме получился непобедимый тандем. К кабельному оператору приходит финполовец и говорит: «Я с проверкой». Для доследственной проверки ему документы не нужны. Заходит, опечатывает оборудование, останавливает вещание. При этом у него нет никакой доказательной базы. Надо понимать, что операторы вещания – только «передатчик», «труба», которая передаёт содержание, радиосигнал – и всё. В момент этой передачи авторских прав не возникает. Но в Законе «Об авторском праве» есть эта общая фраза, которой авторские общества и орудуют…

СТОЛКНОВЕНИЕ ЗАКОНОВ

Старый Закон «Об авторском праве» удобен авторским обществам для сбора денег – но он противоречит другому, новому закону 2012 года «О телерадиовещании». Он чётко разделяет понятия:

«ретрансляция – приём и одновременное либо в записи, распространение теле-, радиопрограмм, теле-, радиоканалов с использованием технических средств телекоммуникаций;

теле-, радиоканал – средство массовой информации, представляющее собой совокупность теле-, радиопрограмм и аудиовизуальных произведений, сюжетов и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующей трансляции и (или) ретрансляции».

Новый и более современный закон вносит ясность: тот, кто осуществляет ретрансляцию, является посредником, передающим звеном между создателем контента и зрителями (только доставляет программы). Он только доставляет этот информационный продукт потребителям. И авторам ничего не должен.

В дополнение к этому Национальный классификатор РК «Общая классификация видов экономической деятельности ГК РК 03-2007» уточняет:

«деятельность телерадиокомпаний относится к классу 60.2 «Деятельность по созданию и трансляции телевизионных программ»;

деятельность операторов относится к классам 61.2 «Беспроводная телекоммуникационная связь» и 61.3 «Спутниковая система телекоммуникаций».

Всё очевидно: телеканал создаёт контент – программу, передачу – здесь и возникают авторские права. Оператор связи, осуществляя приём и одновременную ретрансляцию телепрограмм, оказывает потребителям лишь платные услуги по доставке контента (телевизионного сигнала).

Следовательно, вопросы, связанные с охраной авторских и смежных прав, должны решаться авторскими обществами непосредственно с телерадиоканалами, а не с операторами связи.

КАКОЙ ЗАКОН ГЛАВНЕЕ?

– Два этих закона вступают в противоречие, – разъясняет ситуацию Сергей Власенко, юрист НАТ. – Закон «О телерадиовещании» был принят в январе 2012 года, он и важнее. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона «О нормативных правовых актах», при наличии противоречий в нормах законов действуют нормы акта, позднее введённые в действие. То есть применять к операторам связи надо не только Закон «Об авторском праве», но и новый Закон «О телерадиовещании». Согласно этому закону, оператору связи достаточно заключить только один договор – с телеканалом-правообладателем. Все остальные лица в виде авторских обществ, дистрибьюторов, торговых агентов отпадают – они должны общаться с телеканалом, но не с оператором связи…

– Просто те, кто десятки лет паразитировал на операторах связи, теперь не могут смириться с новым порядком, по которому операторы связи им ничего не должны. Закон об авторских правах требует приведения в соответствие с новым законом. Очевидно, что деятельность авторских обществ требует серьёзной проверки со стороны госорганов. Мы устали разъяснять эту логическую цепочку верховенства более нового закона и его правильное прочтение, – продолжает Шолпан Жаксыбаева. – Надо понимать, что деньги, которые авторские общества выбивают у операторов – не роскошь, они нужны операторам для модернизации вещания в стране, перехода на цифровой сигнал, а это требует огромных капиталовложений. Но они затерроризированы и предпочитают отдавать деньги, чем попадать под проверки. В конце концов, это ведь деньги абонентов, которые могли пойти на прогресс, а идут авторским обществам…

АВТОРСКОЕ ПРАВО ПРОТИВ ПРОГРЕССА

Так старый Закон «Об авторском праве», облагая поборами операторов связи и косвенно препятствуя переходу на цифровой сигнал, встал и на пути развития телерадиовещания в стране:

– Для 4G используется диапазон 700 МГц. С точки зрения проникновения этот частотный спектр наиболее оптимален. Проблема заключается в том, что у нас он сейчас занят аналоговым телевидением. Для того чтобы освободить этот спектр, необходимо внедрить систему цифрового телевидения, перевести все телеприёмники на цифровой сигнал, – Нурлан Измаилов, председатель правления Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» (Из интервью «Мегаполису» о проблемах внедрения в стране формата 4G, 4 июня 2012 года).

КОММЕРЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

Тем не менее применять новый закон никто не спешит – и понятно, почему. Для авторских обществ это означает потерять статью доходов. Авторское право – это серьёзный бизнес на десятки, а то и сотни миллионов тенге. Одно только «Казахское авторское общество» официально говорит о 410 млн тенге, полученных в 2012 году. А таких обществ в Казахстане – семь. И все они потеряют деньги, если будут работать по новому закону. Добровольно отказаться от такой статьи доходов значит совершить коммерческое самоубийство.

И закон уступает логике бизнеса и банальной жадности.

АВТОРСКИЕ - НА ЛИЧНЫЕ НУЖДЫ

В 2010 году проверка Генпрокуратурой положения дел с авторским правом в Казахстане обнажила забавные факты:

республиканское общественное объединение «Исполнители казахской песни» из поступивших 9,1 млн тенге 94,5% (8,6 млн тенге) расходовало на собственные нужды;

в «Союз продюсеров и исполнителей «Демеу» за использование фонограмм поступило 8,4 млн тенге. Ни одного тенге из этой суммы правообладателям выплачено не было.

В целом за последние 2011–2012 годы авторские общества перечислили авторам лишь 521,5 млн тенге (58% всех сборов). Остальное потрачено на собственные нужды.

«Мегаполис» пытался узнать у одного из крупнейших авторских обществ Казахстана, каким именно артистам и сколько перечисляют авторские отчисления. В конце концов, если в стране собирают деньги за песни Аллы Пугачевой и фильмы Антонио Бандераса, то хочется знать, получили ли они свои кровные от поклонников. Увы, ответ был предельно краток: «Это коммерческая тайна». Деятельность авторских обществ – большой-большой секрет. Бизнес непрозрачен – раз эти люди собирают миллионы от чужого имени, стоит показать, куда они уходят на самом деле.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Авторских обществ в Казахстане семь, но лидером можно назвать «Казахское авторское общество». Его руководитель Марал Ыскакбай в авторском праве далеко не новичок – ещё в 1991 году он стал председателем Госагентства по авторским и смежным правам. Но самое главное – в 1996 году он стал одним из создателей того самого Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» – с помощью которого и зарабатывают «Казахское авторское общество» и другие авторские организации.

Как долго старый закон и нескромные аппетиты авторских обществ будут доминировать над новым законом и препятствовать работе операторов связи – неизвестно. Генпрокуратура не торопится дать своё заключение по ситуации, Комитет по интеллектуальной собственности – тоже. И пока эти организации хранят молчание, операторы связи продолжают получать счета на миллионы тенге – не пойми за что.

Николай Халабузарь

Праздники

  • СЕНТ. 8
    Международный день солидарности журналистов
  • ОКТ. 23
    День работников рекламы
  • ОКТ. 24
    Всемирный день информации и развитии

Партнеры