Вопросы и ответы

Юридическая служба НАТ Казахстана это:

  • оказание правовой помощи участникам Ассоциации;
  • участие в законодательной деятельности в области СМИ;
  • получение заключений по правовым вопросам в органах государственной власти и управления;
  • организация и проведение семинаров и конференций

.

Здесь вы найдете ответы юристов НАТ Казахстана на самые распространенные вопросы, с которыми наши участники сталкиваются в ходе осуществления своей деятельности

1. Необходимо ли предоставление копии лицензии для участия в конкурсе по формированию перечня обязательных телеканалов?

Конкурсное объявление от 21 декабря 2015 года не содержит в себе требования по предоставлению лицензии в перечень документов по проведению конкурса по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов. Но вместе с тем вы вправе предоставить любые дополнительные документы на свое усмотрение.

2. Как следует подавать заявку и сколько нужно заявок, если телеканал собирается подавать заявки на несколько населенных пунктов?

Согласно конкурсного объявления от 21 декабря 2015 года, если телеканал собирается принимать участие в конкурсе по нескольким населенных пунктов, то адреса планируемых радиотелевизионных станций по цифровому эфирному телерадиовещанию (территория распространения) указываются в одной заявке.

3. Можно подавать только одну заявку на участие в конкурсе по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов, а также в конкурсе на включение в перечень теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания?

В связи с тем, что это два разных конкурса, то заявки на них подается на каждый конкурс отдельно согласно Конкурсного объявления от 21 декабря 2015 года. Требования к заявкам и подаваемым документам предъявляются разные.

4. В какие сроки должны быть объявлены итоги конкурса по формированию перечня обязательных телеканалов?

Итоги конкурса по формированию перечня обязательных телеканалов объявляются в срок не более десяти рабочих дней со дня вскрытия конвертов. Вскрытие конвертов состоится 18 января 2016 года, согласно Конкурсного объявления.

5. Можно ли подавать один документ на эфирное и спутниковое вещание?

В соответствии с условиями конкурсного объявления от 21 декабря 2015 года, заявка на каждую среду распространения (эфир, спутник) заполняется раздельно, следовательно вам необходимо подготовить два пакета документов на эфирное цифровое и спутниковое вещание.

6. В какие сроки осуществляется предоставление конкурсных документов в Комитет по связи, информатизации и информации и на чье имя направляются документы?

Конкурсные документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган (Комитет по связи, информатизации и связи) до 18 часов 15 января 2016 года. Документы подаются на имя Председателя комиссии по вопросам развития телерадиовещания.

7. Кто должен платить за распространение обязательных телеканалов в кабельных сетях?

В соответствии со статьей 38 закона Республики Казахстан "О телерадиовещании" операторы кабельного телерадиовещания осуществляют трансляцию и (или) ретрансляцию обязательных теле-, радиоканалов на основании взаимозачетов между операторами кабельного телерадиовещания и теле-, радиокомпанией – правообладателем обязательного теле-, радиоканала.

8.Какой установлен размер ставки сбора за выдачу дубликата свидетельства о постановке на учет телеканала?

Статья 456 Налогового кодекса Республики Казахстан устанавливает следующий размер ставки сбора за выдачу дубликата - 4 месячных расчетных показателя. В 2016 году размер месячного расчетного показателя (МРП) составляет - 2121 тенге.

9. Какие требования предъявляются к оформлению документов для участия в конкурсах по формированию перечня обязательных, теле-, радиоканалов?

Согласно приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 24 апреля 2015 года

№488 "Об утверждении Правил проведения конкурса по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов" документы представляются в уполномоченный орган в прошитом виде с пронумерованными страницами, и последняя страница заверяется подписью руководителя и печатью телеканала.

10. Необходимо ли производить переучет телеканала, если телеканал собирается увеличить свою территорию распространения?

В этом нет необходимости. Согласно, пункту 6 статьи 17 закона Республики Казахстан «О телерадиовещании" теле-, радиоканал подлежат переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия теле-, радиоканала.

11. На каких условиях осуществляется распространение телеканала в перечне теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания?

В соответствии со статьей 42 закона Республики Казахстан "О телерадиовещании" до полного перехода на цифровое эфирное телерадиовещание распространение негосударственных теле-, радиоканалов свободного доступа осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Что касается операторов телерадиовещания , то они на основании заключенных договоров с теле-, радиокомпаниями вправе распространять теле-, радиоканалы свободного доступа.

12.Как часто проводятся конкурсы относительно формирования перечня телеканалов свободного доступа?

Согласно пункта 2 статьи 13 закона Республики Казахстан "О телерадиовещании", такие конкурсы проводятся 1 раз в три года.

13. В каких случаях можно говорить о неправомерности в приеме заявок на участие в конкурсе по формирования перечня обязательных телеканалов?

Действия Комиссии по вопросам развития телерадиовещания не правомерны по следующим причинам:

1. Закон Республики Казахстан "О телерадиовещании" ничего не говорит о том, что организации не пронумеровавшие и не прошившие документы не должны принимать участие в конкурсах.

2. Пункт 14 Правил проведения конкурса по формированию перечня обязательных теле-, радиоканалов предусматривают единственную причину отказа в рассмотрению заявки, если заявка подана позднее установленного срока.

3. Пункт 12 Правил проведения конкурса по формированию перечня теле-, радиоканалов
свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания предусматривают единственную причину отказа в рассмотрению заявки, если заявка подана позднее установленного срока.

4. В конкурсном объявлении , газета Казахстанская правда от 23 декабря 2013 года указано, что к участию в конкурсе допускаются претенденты, подавшие заявку и представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с приложениями 1 и 2 к Правилам. И там ничего не сказано о том, что непронумерованные и не прошитые документы являются отказом в принятии заявок на участие в конкурсах.

14. В каких случаях суд может отказать лицу в приеме заявления о защите чести, достоинства и деловой репутации?

В соответствии со статьей 19 закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» суд может отказать в приеме такого заявления, если не соблюдена досудебная форма урегулирования конфликта, т.е.любое лицо прежде чем обратиться в суд должно было предварительно обратиться в средство массовой информации с претензией по урегулированию этого конфликта.

15. Какой орган утверждает состав Комиссии по вопросам развития телерадиовещания.

Состав Комиссии по вопросам развития телерадиовещания установлен Приказом Министра по инвестициям и развитию Казахстана № 110 от 30 октября 2014 года. В состав Комиссии входит 19 человек. Председателем Комиссии является вице-министр по инвестициям и развитию Казахстана Сарсенов С.С.

16. Нужно ли лицу специализирующемуся на производстве телепрограмм быть средством массовой информации?

Нет, не обязательно. Статья 26 закона Республики Казахстан «О телерадиовещании», говорит о том, что производителем теле-, радиопрограмм может быть физическое или юридическое лицо, специализирующееся на производстве теле-, радиопрограмм, не являющееся средством массовой информации.

17. Как часто телеканал должен объявлять свое название в эфире?

Пункт 2 статьи 15 закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» устанавливает следующее требование, объявлять свое название телеканалу необходимо при каждом выходе в эфир, а в тех случаях если телеканал осуществляет непрерывное вещание, то еще не менее 4 раз в сутки. Этой нормой закон не устанавливает конкретной формы в какой осуществляется объявление о названии телеканала в виде заставки, голосового сообщения или это будут титры .

18. Может ли быть привлечен к ответственности оператор кабельного телевидения за несоблюдение требования законодательства о языках, осуществление вещания в пропорции 50% на 50%?

В связи с тем, что кабельные операторы не занимаются собственным вещания, а занимаются ретрансляцией эфирных телеканалов, то они не обязаны соблюдать требования статьи 10 закона Республики Казахстан "О телерадиовещании".


19. Несет ли телекомпания ответственность за высказывания физических лиц в прямом эфире?

Согласно подпункту 4) статьи 26 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №451-1 «О средствах массовой информации», главный редактор (редактор), а равно журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, если они содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи.

20. Каков порядок получения генеральной лицензии на кабельное и эфирное вещание?
Отношения, связанные с государственным лицензированием деятельности или определенных действий (операций), подлежащих лицензированию, регулируются Законом РК от 17 апреля 1995 года «О лицензировании».
Такие виды деятельности как предоставление услуг по трансляции телевизионных программ по сети кабельного телевидения и предоставление услуг по эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ подлежат лицензированию.
Вышеуказанные виды деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций определены также в ст.6 Положения о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан, утвержденного Постановлением Правительством Республики Казахстан от 25 ноября 1996 года № 1443.
Лицензия (патент) является документом, удостоверяющим право ее владельца осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций в определенных территориальных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им требований и условий, включенных в лицензию (ст.8 Положения).
На каждый вид предпринимательской деятельности выдается отдельная лицензия (патент), которая не может быть использована для других видов деятельности. Допускается выдача одной лицензии на ведение нескольких видов предпринимательской деятельности по оказанию услуг, если они предоставляются посредством единого технологического комплекса оборудования связи, принадлежащего заявителю (ст.13 Положения).
Лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по связи в области радиосвязи, радиовещания и телевидения выдаются сроком на три года (ст.14 Положения). В данном случае применим п.2 ст.4 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года, где указано на возможность выдачи генеральной лицензии на несколько видов деятельности в случае, если они входят в единый технологический комплекс.
Каковы условия выдачи лицензии?
Условием является соответствие квалификационным требованиям при лицензировании деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания, которым должен соответствовать заявитель. Квалификационные требования включают наличие следующих документов, представляемых на государственном и русском языке:
1) заявка, с указанием опыта и масштаба прежней деятельности и технических возможностей в области организации телевизионного (или) радиовещания, а также сведений о степени самостоятельной по взаимоотношениям с потребителями услуг (осуществляется самостоятельно или требуются посредники – «поставщики услуг»);
2) карта территории осуществления деятельности по этапам развития с привязкой к административно-территориальному делению Республики Казахстан;
3) сведения о наличии в штате творческих и инженерно-технических работников, имеющих профильное высшее или среднее специальное образование по организации телевизионного и (или) радиовещания и соответствующий стаж работы в данной области не менее одного года;
4) концепция и сетка вещания телевизионных и (или) радиопрограмм с указанием среднесуточных объемов вещания;
5) перечень телевизионных и (или) радиоканалов для организации многопрограммного телевизионного и (или) радиовещания;
6) бизнес-плана заявителя с указанием начала предоставления услуг с момента получения лицензии;
7) обязательства по обеспечению технического качества телевизионых (или) радиопрограмм в соответствии с действующими стандартами телевизионного и радиовещания;
8) типовой договор по обеспечению качественного и быстрого осуществления лицензируемого вида деятельности;
9) сведения об основных технических решениях: о существующей или планируемой материально-технической базе с указанием технических помещений и типов выбранного оборудования, используемых при производстве и (или) распространении телевизионных (или) радиопрограмм.
Какова сумма лицензионного сбора?
Согласно статье 439 Кодекса Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) плательщиками сбора являются физические и юридические лица, получающие лицензию. Согласно ст.440 данного кодекса сумма сбора исчисляется по ставкам, установленным Правительством РК и уплачивается до подачи соответствующих документов лицензиару. Сумма сбора вносится в бюджет по месту государственной регистрации плательщика сбора в качестве налогоплательщика.
Ставка лицензионного сбора за производство и предоставление услуг в области почтовой связи и телекоммуникаций, услуги по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ равна 6 МРП.

21. Разрешена ли съемка «скрытой» камерой?
Согласно подпункту 3 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №451-1 «О средствах массовой информации» журналист имеет право производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
Приведем перечень законодательных актов, согласно которым существуют случаи ограничения производства съемок.
1) Журналист обязан получить согласие на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами (подпункт 4-1 статьи 21 Закона «О средствах массовой информации». Журналист обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц (подпункт 4 этой же статьи).
2) Производство кино-, фото- и видеосъемок объектов, обеспечивающих безопасность и охрану подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществляется с разрешения администрации исправительного учреждения, следственного изолятора. Производство кино-, фото- и видеосъемок осужденных, их интервьюирование, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, осуществляются с согласия самих осужденных (ст. 21 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 13.12.97 №208-I).
3) Никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае - смерти без согласия наследников. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату (ст. 145 Гражданского кодекса Республики Казахстан),.
4) Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно распространение указанных сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам потерпевшего, наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (ч. 2 статьи 142 (неприкосновенность частной жизни) Уголовного кодекса Республики Казахстан от 16.07.97 №167-I.

22. Нужно ли согласовывать сюжет с его героями?
В соответствии со статьей 21 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №451-1 «О средствах массовой информации» согласование сюжета с его героями не входит в обязанности журналиста.

23. В течение какого срока государственный орган обязан предоставить запрашиваемую журналистом информацию?
В соответствии с пунктом 2-1 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления. В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.

24. Кандидат в депутаты, являясь должностным лицом государственного органа, дал комментарии по вопросу, который входит в его компетенцию (по прокладке трубопровода в области). Запись с его выступлением была произведена еще до начала предвыборной агитации. Может ли телекомпания в период предвыборной агитации выпустить в эфир ранее произведенную запись с указанием должности кандидата, если на момент выпуска в эфир кандидат не занимает эту должность?
(инициатива передачи в эфир этой записи исходит от телекомпании, так как проблема прокладки трубопровода, и соответственно, комментарии по данной проблеме на сегодняшний день являются актуальными для области)

П.1. статьи 47 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года №2464 «О выборах в РК» предусматривает право освобождения от работы кандидатов в Президенты, депутаты Парламента, маслихаты со дня их регистрации и до опубликования итогов выборов. Из этого следует, что кандидат оставил работу на период предвыборной кампании. Далее, согласно пп.1 п.4 ст.27 вышеуказанного закона государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей запрещается проводить предвыборную агитацию.
В данном случае телекомпании следует указать должность кандидата и дату осуществления записи и информировать телезрителей о временном отстранении кандидата в связи с выборной кампанией. Кандидат, будучи представителем местной исполнительной власти, выполнял свои должностные обязанности, т.е. давал свои комментарии по прокладке трубопровода.

25. Какова процедура создания авторского общества?
Авторское общество может быть создано в организационно-правовой форме общественного объединения. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», общественным объединением является организация, созданная в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству Республики Казахстан. В соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях», общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан не менее десяти человек, созывающих учредительный съезд, на котором принимается устав и формируются руководящие органы. Пункт 3 статьи 43 Закона об авторском праве гласит, что организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полномочий, полученных от них, на основе устава. Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2001 года № 1660, ставка сбора за государственную регистрацию юридического лица при государственной (учетной) регистрации создания составляют 7 600 тенге. В случае выдачи юридическим лицам, их филиалам и представительствам дубликата свидетельства о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) ставка сбора составляет 50 тенге.


26. Необходимо ли переоформлять лицензию на право телерадиовещания в случае изменения наименования средства массовой информации?
Статья 15 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года №2200 «О лицензировании» предусматривает обязанность юридического лица подать заявление о переоформлении в течение месяца с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения лишь в следующих случаях:
1) в случае изменения наименования (в том числе изменения организационно-правовой формы, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан);
2) в случае изменения места нахождения (если оно указано в лицензии) Лицензиар в течение десяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего письменного заявления переоформляет лицензию.

27. Можно ли рассматривать переведенные на казахский язык телепередачи российских каналов как собственные передачи? Необходимо ли разрешение на перевод?
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года №6-1 «Об авторском праве и смежных правах» переводчик пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу. В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 15 вышеуказанного закона автору принадлежит право на неприкосновенность произведения, которое является одним из его личных неимущественных прав. Это означает, что автор первоначального произведения вправе разрешить или не разрешить перевод своего произведения. Согласно пункту 5 статьи 16 закона автор или иной правообладатель имеет право на вознаграждение за каждый вид использования произведения (а перевод является видом использования), размер и порядок которого устанавливается авторским договором. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 закона имущественное право автора на перевод произведения может быть уступлено либо передано для использования по авторскому договору.

28. Необходим ли договор с авторским обществом?
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года №6-1 «Об авторском праве и смежных правах» автор или иной правообладатель имеет право на вознаграждение за каждый вид использования произведения, размер и порядок исчисления которого устанавливаются авторским договором, а также договорами, заключаемыми организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон предоставляет пользователям право выбора: либо заключать авторские договоры с самими правообладателями, либо заключать соглашения с авторским обществом, которое обязано распределить поступившие авторские вознаграждения среди правообладателей. Согласно статье 48 вышеуказанного закона за нарушение авторских и смежных прав наступаетгражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

29. Имеют ли телерадиокомпании право осуществлять видеозапись при проведении интервью?
Да, но только получив согласие интервьюируемого лица. На это указывает п.4-1 ст.21 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года №451-1 «О средствах массовой информации» журналист имеет право на проведение видеозаписи, только получив согласие на ее использование.


30. На каком основании Правительство установило минимальные ставки авторского вознаграждения?
Согласно статье 16-1 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года №6-1 «Об авторском праве и смежных правах» Правительством Республики Казахстан могут устанавливаться минимальные ставки авторского вознаграждения в следующем случае:
когда практическое осуществление имущественных (исключительных) прав в индивидуальном порядке невозможно в связи с характером произведения или особенностями его использования (публичным исполнением, в том числе на радио и телевидении, воспроизведением произведения посредством механической, магнитной или иной записи, репродуцированием и другими случаями).

31. Какие сведения относятся к коммерческой тайне?
Согласно пункту 1 статьи 126 Гражданского кодекса Республики Казахстан, гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну.
Служебной тайной являются сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан (п.3 статьи 1 Закона РК от 15 марта 1999 года № 349-I «О государственных секретах»).
Коммерческой тайной является информация, определяемая и охраняемая субъектом частного предпринимательства, свободный доступ на законном основании к которой имеет ограниченный круг лиц, разглашение, получение, использование которой может нанести ущерб его интересам (п.10 статьи 1 Закона РК от 31.01.06 №124-III «О частном предпринимательстве»).

32. АО «Казтелерадио» устанавливает плату за аренду места на антенно-мачтовых сооружениях в зависимости от мощности передающего оборудования. Правомерно ли это?
Арендная плата зависит от площади, которую арендодатель сдает арендатору. От мощности оборудования зависит количество потребляемой электроэнергии. Стоимость электроэнергии оплачивается арендатором в соответствии с показаниями прибора учета электроэнергии и не входит в стоимость арендной платы. Однако, в случае отсутствия отдельного прибора учета, расчет производится на основании величины мощности оборудования, получаемой в результате контрольного замера и оформляемой протоколом.

33. Может ли журналист отказаться от публикации материала?
Согласно подпункту 9) статьи 20 Закона «О средствах массовой информации» журналист имеет право отказаться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям журналиста.

34. Имеет ли право собственник частной организации не допустить журналистов для видеосъемки на территорию своей организации?
Согласно пункту 1 статьи 188 Гражданского кодекса, право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Собственник вправе не допускать на принадлежащую ему территорию любых лиц, кроме должностных лиц государственных органов, имеющих соответствующие полномочия.

35. Нужно ли производить переучет СМИ при увеличении объема вещания?
В соответствии с пунктом 16 Инструкции по учету средств массовой информации и информационных агентств, утвержденной Приказом министра культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 3 сентября 2001 года № 175 переучет СМИ не требуется при изменении:
1) местонахождения собственника либо редакции;
2) периодичности выпуска, объема выхода в эфир;
3) тиража;
4) смене главного редактора (редактора).
Следовательно, в случае изменения объема выхода в эфир переучета СМИ не требуется.

36. В каких случаях СМИ подлежит переучету?
Согласно п.14 Инструкции по учету средств массовой информации и информационных агентств, утвержденной Приказом министра культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 3 сентября 2001 года № 175 СМИ и Агентство подлежат переучету в случаях смены:
1) собственника;
2) организационно-правовой формы собственника;
3) наименования собственника;
4) названия СМИ или Агентства;
5) изменения языка издания либо вещания;
6) территории распространения;
7) основной тематической направленности.

37. Обязательно ли получать согласие интервьюируемого лица при записи на диктофон?
Согласно подпункту 4-1 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», журналист обязан получить согласие на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами.

38. Каковы преимущества аккредитации при государственном органе, организации?
Согласно статье 22 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», государственные органы, общественные объединения и организации, при которых аккредитован журналист, обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его государственными органами, общественными объединениями и организациями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.


39. Кто оплачивает опровержение порочащих сведений, которые были распространены в прямом эфире?
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица, распространены в средствах массовой информации, они должны быть бесплатно опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
При этом, согласно подпункту 4 статьи 26 этого же Закона, главный редактор (редактор), а равно журналист не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, если эти сведения содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи.

Праздники

  • СЕНТ. 8
    Международный день солидарности журналистов
  • ОКТ. 23
    День работников рекламы
  • ОКТ. 24
    Всемирный день информации и развитии

Партнеры