О необходимости отмены СУД

12.05.2016

На днях Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана направила в адрес государственных органов, а именно Главе Администрации Президента Республики Казахстан Нигматуллину Н.З.,Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Назарбаевой Д.Н.,Генеральному прокурору Республики Казахстан Асанову Ж.К,Министру информации и коммуникаций Абаеву Д.А. очередное письмо о необходимости отмены системы условного доступа в эфирном цифровом телевидении. Всего с 2012 года НАТ Казахстана направил в государственные органы 33 письма и обращения по отмене "СУД".

Главе Администрации Президента Республики Казахстан

Уважаемый Нурлан Зайрулаевич!

Президент страны Н.Назарбаев неоднократно указывал на необходимость развития казахстанского информационного пространства. Одним из важных его компонентов эфирное телевидение, которое является бесплатным в отличие от интернета, кабельного и спутникового телевидения. В связи с этим эфирное телевидение во всех странах является синонимом социального, бесплатного телевидения, доступного всем слоям населения. Так могло быть и у нас, и население могло бесплатно и беспрепятственно получить свободный доступ к эфирному телевидению, транслирующему пакет обязательных телеканалов. Однако из-за действий Национального оператора телерадиовещания (АО "Казтелерадио"), эфирное телевидение в Казахстане утратило свойственную ей важную социальную функцию.

Дело в том, что в 2012 году АО "Казтелерадио" закодировало открытое эфирное телевидение так называемой "Системой Условного Доступа" (далее "СУД"), применяемой только в платных сетях и в спутниковом ТВ. В связи с этим, для просмотра эфирного ТВ зрители должны были приобрести определенные модели приемного оборудования (ресиверы), которые продавались только у дилеров, аффилированных с АО "Казтелерадио", ведь лишь в них имелось считывающее устройство для раскодирования "СУД". Эти ресиверы стоили от 15000 тенге, в то время как в свободной продаже продавались аналогичные модели других производителей за 4000-5000 тг. Кроме того, после внедрения «СУД» зрители, имеющие современные телевизоры со встроенным приемником стандарта DVBT2 утратили возможность приема цифрового эфирного телевидения, так как теперь им необходимо было дополнительно приобрести к ним специальный дешифратор - «CAM-модуль».

Таким образом, внедрение "СУД" привело к монополизации рынка оборудования для приема эфирного цифрового телевидения, к ценовому сговору и как следствие, к искусственному росту цен на приемное оборудование. Столкнувшись с этим, большинство потенциальных зрителей отказались от эфирного телевидения. Во-первых, одно дело купить ресивер за 4000-5000 тенге и совсем другое купить его втридорога. Во-вторых, если ресивер за 15000 тенге давал возможность просмотра пакета из 15-30 телеканалов, то добавив еще 15000 тенге телезритель мог купить спутниковую антенну (и чаще всего российскую), получая на нее около 100 телеканалов. Большинство населения так и поступило, особенно в сельской местности.

Как результат, внедрение "СУД" привело к существенному замедлению перехода населения на цифровое эфирное телевидение. Количество абонентов эфирного цифрового телевидения на сегодня составляет не более 5-10 процентов от зрительской аудитории. В некоторых областных центрах количество приобретенных населением ресиверов составляет не более 500-1000 штук. Данные о количестве проданных ресиверов можно получить у дилеров, так как каждый ресивер имеет номерной знак.

Обращает внимание то, что ни законом РК "О телерадиовещании", ни другими законами не предусмотрено внедрение "Системы условного доступа". Мы так и не смогли найти ответ на вопрос, каким же конкретным распоряжением руководствовалось АО "Казтелерадио" при внедрении "СУД" в эфирной сети. Кроме того, такое общественно значимое решение было принято руководством АО "Казтелерадио" без согласования со специально образованной Комиссией по развитию телерадиовещания в РК.

В 2011-2015 годах Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана неоднократно обращалась в Парламент страны, Администрацию Президента, уполномоченный орган с просьбами отменить "СУД" в эфирной сети. Мы провели ряд общественных слушаний, пресс-конференции. От имени общественных организаций было направлено письмо в адрес Президента страны с просьбой отменить "СУД". В качестве примера мы приводили соседние страны. В частности, в России взвесив все "за" и "против" от введения "СУД" отказались в самом начале цифровизации. В Украине "СУД" отменили в 2012 году спустя год после ее внедрения. Однако на наши обращения мы получали дежурные отписки.

Согласно Закону РК «О телерадиовещании» Национальному оператору телерадиовещания (АО "Казтелерадио") отведена ключевая роль в реализации и функционировании цифрового телерадиовещания в Казахстане. Однако на сегодня деятельность АО "Казтелерадио" носит непрозрачный характер. Кроме того, уже в третий раз поменялся состав акционеров предприятия, что не может вызывать тревогу так как АО "Казтелерадио" является Национальным оператором телерадиовещания, ключевым звеном функционирования эфирного и спутникового ТВ. Все это не может не тревожить участников рынка, для которых важна прозрачность и предсказуемость в деятельности Национального оператора телерадиовещания. В этой связи мы предлагаем:

- Отменить систему условного доступа (СУД) в эфирном цифровом телевидении Казахстана;

- Назвать ответственных за ее внедрение, обнародовать источники финансирования внедрения «СУД» в эфирной сети;

- Учредить Общественный совет при АО «Казтелерадио» для общественного контроля прозрачности деятельности, решений и ценовой политики Национального оператора телерадиовещания по переходу на цифровое эфирное телевидение. В состав совета необходимо включить представителей общественных профессиональных организаций, участников рынка - руководителей и технических специалистов как крупных, так и небольших региональных телеканалов;

- Провести техническую и правовую экспертизу деятельности АО «Казтелерадио» по развитию эфирного и спутникового цифрового телевидения. Экспертиза должны ответить на главные вопросы – сколько бюджетных и иных средств было потрачено на развитие цифрового телерадиовещания ? Насколько эффективными были эти расходы? Каково точное количество абонентов цифрового эфирного и спутникового телевидения «Отау» (без учета абонентов частных операторов кабельного телевидения)? Насколько соотносимы потраченные бюджетные средства на внедрение цифрового вещание с полученным результатом - количеством зрителей цифрового спутникового и эфирного телевидения?

Исполнительный директор НАТ Казахстан Жаксыбаева Ш.

Участники

  • Шымкент әкімі мұғалімдерді Ресей мен Украинадан алдыртуды ұсынды
  • 30 дней до Победы. Истории военного Чимкента (тест)
  • В Казахстане вновь актуален вопрос относительно Единого Национального Пенсионного фонда
  • На тренировке национальной сборной по казахской борьбе

Праздники

  • МАЙ 3
    Всемирный день свободы печати
  • МАЙ 7
    День радио
  • ИЮЛЬ 2
    Международный день спортивного журналиста
Твиты пользователя @NatKaz2014

Партнеры