Олжас Худайбергенов - о том, как нельзя рассматривать вопросы

21.12.2015

На прошлой неделе был такой скандал по поводу запрета рекламы на иностранных каналах, которые транслируются в КЗ. Айгуль Соловьеву обвинили в лоббировании интересов российских телеканалов. Проблема, которая заслуживает внимания специалистов, но обрела политический оттенок чисто за счет невежественного подхода, основанного на эпатажности, клевете и демонстрации мегатонного псевдопатриотизма (об этом чуть ниже). На выходных я попытался разобраться в этой ситуации (опросил как сторонников, так и противников нормы), и вот к какому пришел выводу:

1. Сама по себе идея запрета рекламы на иностранных каналах верна, особенно в контексте текущего кризиса, когда телеканалы надо поддержать. Насколько я понял, в целом, наш телевизионный рынок рекламы в 2014 году оценивался в $150 млн, а в 2015 году около $105 млн. Поправка приведет к тому, что около $10 млн., которые перепадают российским каналам, теперь достанутся казахстанским.
2. Я попытался изучить зарубежный опыт внедрения таких запретов, но честно говоря, не нашел (допускаю вероятность, что ошибаюсь, и возможно такие запреты есть), кроме как в самой России - они там тоже запретили рекламу на иностранных каналах. Поэтому с их стороны никаких обид не может быть. Кстати, я порасспрашивал, и вроде действительно с российской стороны приезжали представители каналов и чиновники от телевидения, но назвать это десантом, который якобы приехал и из-за кулис выкручивает руки - это слишком, хотя бы потому что никто не выкручивал.
3. В России рынок телевизионной рекламы составил $4,5 млрд. в 2014 году и $2,3 млрд. в 2015 году. Поэтому в целом для российского рынка вопрос $10 млн. - в принципе несущественен. Однако, эта сумма достается не всему российского телевидению, а где-то 4-5 каналам, поэтому для этих каналов, естественно, уже суммы чуть более чувствительные. Здесь, правда, есть загвоздка - они могут компенсировать потери другим способом, а именно просто поднять цены на трансляцию своих каналов. Так что, чистый денежный эффект слабый.
4. Что касается Айгуль Соловьевой, то опрошенные люди говорят (но они говорят только про официальные встречи, пусть и непубличные), что она не встречалась с тем самым российским "десантом", но встречалась с представителями мелких региональных операторов. Поэтому утверждение о лоббировании российских интересов является клеветой, пока не приведены доказательства. А если их нет, тогда Соловьева имеет право защищать честь и достоинство в суде.
5. Теперь поговорим предметно о поправках. До 29 октября 2015 года пункт 2 статьи 34 Закона "О телерадиовещании" гласил: "Операторы телерадиовещания при ретрансляции иностранных теле-, радиоканалов на территории Республики Казахстан не должны допускать распространения рекламы, не соответствующей Закону Республики Казахстан «О рекламе»".
С 29 октября 2015 года убрана часть после последней запятой - "не соответствующей Закону Республики Казахстан «О рекламе»." Фактически теперь запрещена вся реклама. Эти поправки уже одобрены, в том числе депутатами (в том числе и Соловьевой), и подписаны президентом. Начнут они действовать с 1 января 2016 года. Отметим, что норма касается всех зарубежных каналов, а не только российских. Что касается Айгуль Соловьевой, то справедливости ради, отмечу, что ее поправка возвращает убранную часть текста на место (то есть восстанавливает старую редакцию до 29 октября), но это больше лоббирование интересов региональных операторов, а не российских. Я пытался узнать у нее, почему такая норма, она ответила, что предварительно хотели вернуть прежнюю редакцию, а позже уже проработать такую версию запрета, которая учитывает технические моменты.
6. А они следующие. Технически исполнить норму оказалось сложнее. Во-первых, нам всем кажется, что речь идет о классической рекламной вставке между и внутри передач, которые как был легко убрать. На самом деле реклама имеет множество разновидностей, начиная от бегущей строки, баннера спонсора, продакт-плейсмента и т.д. А это уже технически сложно убрать. Но даже классическую рекламную вставку убрать сложно, если иностранные канал не дает соответствующие технические параметры, хотя в принципе, эта проблема решаема, в отличие от вышеуказанных.
Во-вторых, для того, чтобы убрать классическую рекламную выставку - нужно оборудование, которое есть только как у республиканских операторов, тогда у региональных нет. Они говорят, что им нужно время. Либо есть другой вариант - наложить обязательство вырезки рекламы на иностранные телеканалы. Кстати, им это сделать намного проще.
7. Если подробно изучить, то, в целом, весь вопрос вертится вокруг денег и никаких задач по национальной информационной безопасности он не решает. Во-первых, есть интернет, который никак не ограничен. Там не только сайты этих СМИ, но и трансляция их видеоэфира, не говоря уже про представительства в соцсетях. Во-вторых, иностранные, те же самые российские СМИ, спокойно заходят на казахстанский рынок через механизм франшизы, и даже норма о том, что иностранный акционер не может владеть более чем 20% долей, не мешает. В договор франшизы можно заложить все обязательства, которые выполнит казахстанская "дочка". В-третьих, иностранные каналы могут убрать всю рекламу, и компенсировать более высокой стоимостью подписки, в итоге мы получим чистый зарубежный эфир без рекламы. Более того, иностранные каналы могут сделать оговорку, что если казахстанский оператор захочет вставить рекламу, то сделать это между программами. Таким образом, иностранный канал, помимо качественной тв-продукции, может доходить до потребителя в чистом "безрекламном" виде, что лишь улучшит его "смотрибельность".
8. К сожалению, российско-украинские события привели к резкому усилению информационной пропаганды с обеих сторон. И я лично понимаю мотивы, когда россияне ругаются с украинцами, и наоборот, рад когда среди них находятся те, которые отделяют политику властей и от действий простого населения, и сохраняют между собой хорошие отношения. Но я не понимаю, когда наши граждане хают Россию или Украину, и тем более их народ. Простой народ критиковать могут только бестолочи и провокаторы, а что касается критики политики руководителей этих стран, то здесь нужен четкий профессиональный и хладнокровный подход. Задача настоящего патриота - изучать политику руководства этих стран, выявлять плюсы и минусы, демонстрировать публично только те акценты, которые позволяют взять лучшее и минимизировать отрицательное от этих стран, а в остальном молчать. И это есть лучшее, что можно сделать для страны. Смещение акцентов патриотизма на откровенную антироссийскую/антиукраинскую риторику, с употреблением явных оскорблений, в том числе личностных - есть искажение сути патриотизма или даже его дискредитация с доведением до маргинализации этого явления.
9. В контексте процессов, изложенных в п.8., любой процесс/действие, связанный с Россией, обретает чрезмерный политический окрас. Вместо профессионального подхода все обсуждения уводится в черно-белый срач, по итогам которого реальный здравый смысл уходит (равно как теряется правильное решение), и кругом видятся только враги, ибо "Родина в опасности". Чрезмерное выпячивание патриотизма стало не только формой самопиара и создания положительного общественного имиджа (причем больше всего эти пользуются именно негодяи, которым плевать на простых людей), но и способом формирования отношения к рассматриваемому вопросу. Начинается поиск внутренних врагов, который становится удобным способом устранения тех, чей "патриотизм" хоть на капельку отличается от трактовки "патриотизма" вершащим суд "патриотом". Если постепенно это станет нормальным явлением, когда любого можно запросто без предъявления прямых доказательств обвинить в лоббировании внешних интересов, а потом "виртуально" казнить, лишив его авторитета, то это лишь прелюдия к эпохе мракобесия, которое неизбежно закончится большой кровью. Все это можно прекратить одним способом - надо доверять и следовать только тем, кто стремится вопросы рассматривать многоцветно, объективно, без лозунгов и выпячивания патриотизма. Именно они и являются патриотами, не на словах, а на деле каждодневно проявляя его.

Участники

  • Служили два товарища...
  • Енді оқушылар аптасына екі күн демалуы мүмкін
  • Водитель-наркоман разъезжал по шымкентским улицам
  • В Казахстане вновь актуален вопрос относительно Единого Национального Пенсионного фонда
  • На тренировке национальной сборной по казахской борьбе

Праздники

  • МАЙ 3
    Всемирный день свободы печати
  • МАЙ 7
    День радио
  • ИЮЛЬ 2
    Международный день спортивного журналиста
Твиты пользователя @NatKaz2014

Партнеры