Страсти по TV

19.02.2016

С 1 января 2016 года в Казахстане вступил в силу ряд законов, регламентирующих условия деятельности иностранных СМИ на территории РК.

В частности, в Закон РК «О телерадиовещании» вводятся нормы о недопущении операторами телерадиовещания распространения рекламы при ретрансляции иностранных телеканалов. Однако, учитывая, что для исполнения норм закона им необходимо будет приобрести специальное оборудование, а также уладить другие технические и организационные вопросы, решено продлить срок исполнения до 1 июля 2016 года. Для чего вводятся эти нормы и к чему это может привести?
Палка о двух концах
Теоретически всё у нас делается для блага народа и родной экономики. Правительство старается оградить нас от доллара, от иностранных товаров, а теперь и от рекламы. По крайней мере, на иностранных телеканалах. По мнению разработчиков данного законопроекта, принимаемые государством меры позволят отечественным телеканалам покрывать затраты, связанные с производством собственной продукции, за счёт исключительных прав на распространение телевизионной рекламы на территории страны.
- Прежде всего данные изменения законодательства вызваны заботой о создании отечественного конкурентоспособного контента, - поясняет руководитель юридической службы Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана Сергей Власенко. - А это достаточно затратный механизм, и для него нужны соответствующие денежные ресурсы. И вот, чтобы направить этот финансовый поток на создание казахстанского контента, было внесено предложение убрать рекламу с иностранных телеканалов, оставив её только на отечественных. Сейчас иностранные телеканалы достаточно популярны в нашей стране. И, естественно, здесь можно говорить об экономической и даже информационной безопасности.
Однако, по мнению Сергея Яковлевича, данная норма может оказаться палкой о двух концах. Например, если подходить с позиции обычного зрителя, который вечером возвращается с работы и смотрит телевизор. Убрав рекламу с иностранного телеканала, мы делаем его более привлекательным. Причина понятна - народ устал от рекламы. Её много, она достаточно назойлива. А тут такой подарок. На отечественных телеканалах будет идти реклама, а на иностранных - нет… Это объективная реальность, которую нужно учитывать. И для того, чтобы вернуть себе зрителя, может, стоит эту норму пересмотреть и, наоборот, разрешить рекламу на иностранных телеканалах. Но рекламу именно казахстанскую. С казахстанским контентом и содержанием, и чтобы это были казахстанские юридические лица. Чтобы действительно из этого запрета получать какую-то выгоду. Поэтому, прежде чем принимать эти нормы, нужно было всё тщательно продумать, учитывая интересы зрителя, рекламодателя, а не только местных телекомпаний.
Так же возникает вопрос - станут ли зарубежные рекламодатели переводить свои деньги на счета казахстанских телекомпаний или же перенацелят их в интернет, где пока нет таких жёстких требований?
- Разработчики закона должны были учесть, насколько будет привлекательно для зарубежного рекламодателя переводить свои деньги на счета казахстанских телекомпаний,- говорит Сергей Власенко. - В принципе исследования рекламного рынка на телевидении показывают, что иностранные компании на нашем рынке присутствуют и вносят определённый вклад. Но если рекламодатель свои деньги вкладывает, то он должен знать, смотрят ли зрители эту рекламу. Если же реклама вышла в эфир, но её мало кто увидел, то он скорее переведёт её в интернет, потому что там имеется конкретная целевая аудитория и обратная связь, и рекламодатель будет точно знать, сколько человек его рекламу просмотрели.
«Железный занавес» невозможен
Отдельная тема - выживание казахстанских телеканалов с иностранным контентом. Для того чтобы вырезать рекламу из передач и фильмов, требуется особая техника и специально обученный персонал. А значит, дополнительные денежные траты при отсутствии основных денежных поступлений - от рекламы. Да и юридические тонкости нужно учитывать. Не приведёт ли всё это к закрытию большинства иностранных телеканалов и, как следствие, созданию своеобразного информационного «железного занавеса»?
- Вопросов действительно много, - продолжает Сергей Яковлевич. - Например, почему ответственность за исполнение этой нормы закона возложили на отечественных бизнесменов? То есть продукцию иностранного телеканала должен чистить наш оператор кабельного телевидения. А ведь для этого ему, во-первых, нужно получить разрешение, а во-вторых, он может вырезать что-то не так. А это в конечном итоге приведёт к тому, что правообладатель предъявит претензии. То есть косвенно здесь будут затрагиваться вопросы авторских и смежных прав. Это тоже серьёзная проблема. Нужно было сразу оговорить, что вся ответственность за нарушение запрета на распространение рекламы на иностранных телеканалах должна ложиться на правообладателей. А так получается, что за рубежом будут свои интересы отстаивать, а в итоге будут страдать наши отечественные предприниматели.
Что касается технических вопросов удаления рекламы из фильмов и телепередач, то, как утверждают операторы телерадиовещания, это достаточно трудоёмкий и затратный процесс. Возникают и чисто технические сложности и вопросы. Например, нужно ли теперь каждому оператору телерадиовещания закупать необходимую технику и набирать специалистов или это возможно сделать централизованно либо каким-то иным, менее разорительным для телеканала способом?
Произойдёт ли сокращение числа иностранных телеканалов в силу перечисленных причин в ближайшее время, пока непонятно. А вот в будущем году ситуация действительно может измениться.
- В 2017 году всем иностранным телеканалам нужно будет открывать в Казахстане юридические представительства, - поясняет Сергей Власенко. - Думаю, что те иностранцы, которым казахстанский рынок интересен, останутся. Поэтому я считаю, что даже если и будет какое-то сокращение, то незначительное. А что касается «железного занавеса», то в современных условиях это в принципе невозможно. При существующих технических возможностях - компьютерах, смартфонах - можно с любого места зайти в интернет и найти интересующую информацию или телепрограмму. Кроме того, существует спутниковое ТВ и интернет-телевидение. Конкуренция с интернетом и сейчас достаточно жёсткая, и это тоже одна из серьёзных проблем, с которой сталкиваются телевизионщики. Особенности телевидения заключаются в том, что оно в какой-то степени навязывает свои услуги. Придёшь домой в 8 вечера - посмотришь то-то, в 9 - другое. А интернет отталкивается от других позиций - человек ищет то, что нравится, что он хотел бы увидеть в данный момент, и при этом не зависит от времени.
Любой каприз
за ваши деньги
В общем, нечего будет смотреть по телевизору - всегда можно зайти в интернет. Но способны ли наши сети телекоммуникаций выдержать такие нагрузки? Об этом мы решили поговорить с техническим специалистом одной из крупных казахстанских компаний, предоставляющих услуги интернета.
- Если народ кинется в интернет за телевидением, то это приведёт к необходимости увеличить пропускную способность каналов передачи данных из сети до необходимых значений, которые обеспечат конечному пользователю качественное телевидение, - говорит Алексей (фамилию просил не указывать). - А увеличение трафика и требуемой скорости, возможно, приведёт к увеличению абонентской платы.
Если опустить технические нюансы, то межоператорские соединения будут увеличиваться. Соответственно, скорость будет увеличиваться - ведь если смотреть по интернету телевидение в реальном времени, то нужно иметь хорошую скорость подключения. А чем больше скорость, тем больше абонент платит.
Купи тарелку
и не волнуйся?
В качестве альтернативы интернету можно подключить и спутниковое телевидение. Установка спутникового ТВ проводится только один раз, а выбор каналов (в том числе тематических) достаточно обширен. Обзвонив несколько компаний, занимающихся спутниковым ТВ, нам удалось выяснить и среднюю цену такого удовольствия.
Так, для телевизоров, поддерживающих встроенный тюнер (сам-модуль), стоимость монтажа и подключения необходимого оборудования колеблется от 30 до 35 тысяч тенге. Для владельцев телевизоров, подключаемых посредством внешнего тюнера (приставки), те же услуги в среднем обойдутся в 38-40 тысяч тенге. Что касается абонентской платы, то она зависит от пакета каналов и в среднем составляет 1-3 тысячи тенге. Причём за пакет, включающий только отечественные телеканалы, абонентская плата не предусмотрена.

Владимир ДЕМИДОВ
Коллаж Ашота ВАРДАНЬЯНА

Источник: http://aif-kaz.kz/node/530

Участники

  • Служили два товарища...
  • Енді оқушылар аптасына екі күн демалуы мүмкін
  • Водитель-наркоман разъезжал по шымкентским улицам
  • В Казахстане вновь актуален вопрос относительно Единого Национального Пенсионного фонда
  • На тренировке национальной сборной по казахской борьбе

Праздники

  • МАЙ 3
    Всемирный день свободы печати
  • МАЙ 7
    День радио
  • ИЮЛЬ 2
    Международный день спортивного журналиста
Твиты пользователя @NatKaz2014

Партнеры