050000, г. Алматы, ул. Наурызбай батыра, 58, офис 47. Тел.: (327) 250-88-86
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Круглый стол: "Законодательство о СМИ как инструмент развития медиа-отрасли в Казахстане"

    20 января 2005 года в Астане Н А Т Казахстана провела Круглый стол по гранту фонда Сорос-Казахстан на тему: "Законодательство о СМИ как инструмент развития медиа-отрасли в Казахстане".

В работе Круглого стола приняли участие:

  • Досжан А.Д., Вице-министр культуры, информации и спорта РК;
  • Шалахметов Г.М., Депутат Мажилиса Парламента РК;
  • Аяшев О., Депутат Мажилиса Парламента РК, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе
  • Киселев С.В., Депутат Мажилиса Парламента РК, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе
  • Исмаилов Т.Ж., Начальник отдела лицензирования Министерства культуры, информации и спорта РК
  • Агатаева К.А., Депутат Мажилиса Парламента РК, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе
  • Кунбаев М.Т., Генеральный директор "Эра-ТВ", г. Астана, Вице-президент НАТ по ТВ;
  • Байтасов А.М., Президент Медиа-холдинга "31 канал", Первый вице-президент НАТ;
  • Кнюх В.А., Начальник Департамента налоговой политики и прогнозирования Министерства экономики и бюджетного планирования РК

Руководители компаний-участников НАТ Казахстана:

    "Секател" (Алматы), "Тандем" (Актобе), ТРК "Шахар" (Алматы), "Лабрис ТВ" (Экибастуз), "Аскет" (Петропавловск), "Ювис" (Караганда), "Айнаколь" (Кокшетау), "МТК" (пос. Молодежный), "G-media" (Павлодар), "Туран-Туркестан" (Туркестан), "Сайрам Акшамы" (Сайрамский район).

Исполнительная дирекция НАТ:

    Жаксыбаева Ш.А., Исполнительный директор; Ихсанова А.Ж., юрист; Яровая Н.В., координатор по связям с общественностью и международным связям

Круглый стол открыла Исполнительный директор НАТ - Жаксыбаева Ш.А.

    Жаксыбаева: Уважаемые Дамы и Господа! Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана рада приветствовать Вас на Круглом столе, тема которого "Законодательство о СМИ как инструмент развития медиа-отрасли в Казахстане". Работа Круглого стола продлится до часа дня, у каждого выступающего будет в распоряжении 15 - 20 минут. В работе круглого стола будут, возможно, некоторые изменения. Это связано с плотным графиком работы наших спикеров. Перед каждым выступлением просьба представляться. Слово для приветственного адреса предоставляется первому вице-президенту НАТ Казахстана, президенту медиа-холдинга "31 канал" Байтасову Арманжану Мерекеевичу.

    Байтасов: Доброе утро. Позвольте от имени всех участников НАТ поприветствовать всех участников Круглого стола. Очень отрадно, что сегодня мы снова поднимаем вопросы по закону "О СМИ". Как известно, в прошлом году Президент нашей республики наложил вето на закон. Сегодня разработка ведется по новому пути. Хотелось бы сказать несколько слов о Национальной Ассоциации Телередиовещателей Казахстана. На сегодняшний день в Ассоциации 54 компании, представителей медиа-индустрии со всех регионов Казахстана. Мы призваны создавать равные условия для всех участников рынка телерадиовещания. Тема нашего Круглого стола: "Законодательство о СМИ как инструмент развития медиа-отрасли в Казахстане". Сразу предупрежу, что вице-министр культуры, информации и спорта Ардак Досжан, задержится минут на 45. У него доклад перед сенаторами по Законопроекту "О НПО". Сейчас мы начинаем, и откроет работу Круглого стола, депутат Мажилиса Парламента РК, человек очень известный в нашей стране, именитый журналист, очень уважаемый человек в сфере масс-медиа - Шалахметов Гадильбек Минажевич.

  • Пути и методы совершенствования информационного законодательства в соответствии с конституционными принципами Республики Казахстан:
1. Новый Закон РК "О СМИ": реальность и ожидания

Из выступления Шалахметова Гадильбека Минажевича, депутата Мажилиса Парламента РК

    Шалахметов: Большое спасибо. Я бы хотел, чтобы этот Круглый стол был продуктивным. И хотел бы начать с того, что Национальная Ассоциация Телерадиовещателей Казахстана - это, прежде всего, общественное объединение и по структуре и по характеру. Мне не понятно слово "некоммерческое" объединение. На самом деле коммерческий интерес существует в каждом вещателе. Мне удалось присутствовать на обсуждении закона "О НПО" и, несмотря на всю дискуссионную сторону, его все равно утвердят. Почему закон об НПО вызывает настороженность депутатов? Понимаете, что касается НПО, касается и НАТ Казахстана. Здесь такая ситуация - мы как бы хотим сидеть на двух лошадях, во-первых, объявляем себя независимыми, а с другой стороны, мы преследуем коммерческие цели. А мы должны взаимодействовать в правовом поле, это сейчас очень важно. И, в связи с этим, если мы сейчас собираемся улучшить закон "О СМИ", я считаю, что необходимо сказать обо всех проблемах. Если говорить об НПО, которые призваны способствовать согласию в любой стране, то, как раз то, что произошло в Киеве, называют революцией НПО ("оранжевая" революция). Что оказало определенно влияние на общественные процессы на Украине, и во многих СМИ была такая информация, что "оранжевая революция" это дело рук НПО. Надо ли нам такое воздействие на нашу страну? Об этом мы депутаты - государственные деятели, должны думать. Все это надо учесть и в законе "О СМИ".

    Какие же проблемы, не отраженные в прошлом законе, я хотел бы поднять. Вот существует такое авторское право журналиста. Я сам прошел путь от рядового журналиста до Министра радио и телевидения. И в советское время стояли такие же проблемы. Вот, к примеру, что такое интеллектуальное право журналиста? Журналист это наемный работник или автор информации, которую он дает? Если он автор, то он является юридическим собственником произведения, которое создается на телеэкране. Тогда отношения с журналистом должны быть другими. А если он все же наемный работник, ну скажем, человек, который создает какую-то деталь в чем-то общем. Когда случаются конфликты, будь то внутриредакционные скандалы или же конфликты между редакцией и собственником, они должны быть урегулированы законом. Ведь сколько таких конфликтных материалов сейчас находятся в судах. У нас в стране внутриредакционные скандалы не выносятся на публику. А публике это знать очень нужно и важно. И еще один вопрос, который я бы хотел поднять. Сейчас в нашей республике растет рекламный рынок, то есть количество денег на рекламу увеличивается. Растет коммерческий потенциал республики. Растет число крупных, средних и мелких бизнес-структур. Все они заинтересованы в рекламе на электронных СМИ. Насколько мне известно, но количество денег, находящихся в рекламе превышает 0.5 млн. долларов или больше.

    Байтасов: 100 млн. долларов.

    Шалахметов: Мне кажется, что и больше. Вот, возникает вопрос, кто готовит рейтинги? Рейтинг - это есть цена, которую платят рекламодатели. Так ли это? Кто у нас занимается рейтингами - Гэллап - Медиа. Но, извините, как можно отдавать рейтинги канала в руки коммерческой компании, которая также как и вы является участником коммерческого рынка, только потому, что так заведено в других станах. Это неправильное решение. Скажу насчет казахского языка. Многие думают, что у казахоязычных программ низкие рейтинги. А я думаю, что работе Гэллап - Медиа происходят изменения. Я не думаю, что программы на казахском языке смотрят меньше. У нас сейчас 70% казахоговорящего населения. Растет число казахских школ. Сейчас государство озабочено развитием государственного языка. И вдруг Гэллап говорит: " Не делайте программу на казахском языке, потому что у них низкий рейтинг и они не конкурентоспособны". Я думаю, что рейтингами должна заниматься общественная организация, может быть это и будет НАТ, которая организует при себе агентство, дающее объективные рейтинги. Я, конечно, не знаю полной технологии проведения рейтингов. Рейтинг проводят только по городскому населению, не учитывая сельское. А городское население не отражает всех вкусов населения республики. Этот вопрос в законе никак не отражен. И что собой представляет телевизионная программа. Когда канал только начинает развиваться, покупает более дешевое оборудование, дешевые сериалы, развлекательные программы. В основном их производители - российские каналы. Перейду на Россию. Я 10 лет занимался в Москве созданием ТРК. И то, что сейчас происходит в России, виноваты ТВ и радио. Что там показывают по новостям? Убийства и убийства. Я знаком немного с практикой зарубежных телеканалов, так вот там, за новости не больше 2-х убийств за вечер. Потому что ТВ смотрят дети. Я специально для вас попросил размножить статью "Герои нашего времени". Эта статья написана с точным пониманием проблем: что мы видим на ТВ и слышим на радио. И весь это продукт, который извращает или, скажем, посягает на национальное психологическое настроение. Все это на наших телевизионных каналах. Наш парламент сейчас приступает к закону "О культуре". Он постарается соединить концепции в одну платформу. И электронные СМИ, на мой взгляд, должны эту проблему решать. Ну и последний вопрос - это структура теле-, радиовещания. Я считаю, что у нас уже есть общенациональные сети. И все растут. Вот даже в большой России, общенациональных ТРК только 6. Нужно ли это нам? У нас развиваются технические возможности ТРК. И у кого есть деньги, те могут вещать даже через спутник. Но зачем нам нужно 20 общенациональных компаний? Например, в США все структурировано - общенациональные, региональные. А вот у нас нет региональных ТРК. Региональные каналы могли бы совместными усилиями решать общие проблемы. Структура телевизионная как-бы не прописана, на нее нет ссылки ни в одном законе. Это всего небольшая часть вопросов, которую мне хотелось бы поднять на обсуждение. Это мои размышления и будет отрадно, если они совпадут с вашими и с размышлениями моих коллег-депутатов. Спасибо за внимание!

Из выступления Байтасова А.М.,., Первого Вице-президента НАТ Казахстана, Президента Медиахолдинга "31 канал"

    Байтасов: Мой доклад будет небольшим, так как законопроекта еще нет. Как представитель СМИ, считаю необходимым сказать о тех ожиданиях, которые мы хотели бы видеть в новом Законе "О СМИ". Все масс-медиа понимают, что нам нужны четкие правила, по которым мы будем развиваться. Масс-медиа, это как зеркало, которое станет отражать будущий закон. Мы хотим получить право к свободному доступу к информации. Вот вкратце, что я бы хотел сказать по нашим ожиданиям.

    Киселев:На самом деле вся конструкция весьма запутана. К примеру, у СМИ есть учредитель. Вся нормативно-правовая база, которая соединяет все ячейки: собственника, редакцию, журналиста. Еще один вопрос, который постоянно ставится - монополизация. Сейчас у нас один учредитель может иметь сколько угодно СМИ. Я считаю, что в новом Законе нужно внести ограничения. Одно предприятие - одно СМИ. И еще один момент: в законопроекте есть такая вещь: существует учредитель канала и собственник. И это, оказывается, совершенно разные вещи. Плюс редакция, которая якобы должна быть самостоятельной, не подчиняется ни собственнику, ни учредителю. В законе есть много непонятных моментов. Здесь все надо поставить на свои места.

Из выступления Досжан А.Д., Вице-министра культуры, информации и спорта РК

    Досжан:Уважаемые участники "Круглого стола"! Прежде всего, разрешите вас поблагодарить за приглашение на это собрание. Пользуясь случаем, я бы хотел не останавливаться только лишь на вопросах законодательного регулирование отрасли СМИ, но и предложить несколько актуальных тем, касающихся развития нашей отрасли, т.е. выйти за рамки объявленной темы. О разработке проекта закона. Как вы знаете, министерство опубликовало проект закона в августе на сайте министерства. После этого, свой проект опубликовал Конгресс журналистов РК. Мы собрали два заседания двух рабочих групп с участием всех заинтересованных сторон. Причем пригласили всех: представителей политических партий, журналистов, юристов, которые еще летом дали свое согласие для участия в разработке проекта. После обмена мнениями, члены рабочей группы пришли к выводу, что проекты изменений необходимо будет делать на основе проекта Конгресса журналистов РК. После чего мы попросили юристов Конгресса журналистов подготовить таблицу предложений всех заинтересованных сторон, которая была внимательно изучена юристами министерства. В результате, нами готовятся изменения и дополнения в закон "О СМИ". Кроме этого, нами разработан проект закона об информации и его защите, цель которого: содействие гражданам в реализации их конституционного права на свободу слова, получения и распространения информации, обеспечение доступа к информации. Вы знаете, что сейчас в Правительстве идет большая работа по созданию т.н. электронного Правительства. Наша задача: сделать так, чтобы важная и необходимая информация, документы, касающиеся прав граждан распространялась открыто и беспрепятственно. Уже существуют модельные законы, принятые в демократических странах, и даже модельный закон, утвержденный межпарламентской ассамблеей стран СНГ. Мы разработали этот проект закона на их основе и передали на согласование в Правительство. Предложений от НПО к нам не поступало, несмотря на то, что проект был опубликован на нашем сайте. Параллельно с этим, мы готовим положение о лицензировании электронных СМИ, и мой коллега будет об этом говорить подробно. Пользуясь случаем, я хотел бы поднять несколько тем для обсуждения членов Национальной ассоциации телерадиовещателей.

  1. На днях будет утверждено положение о лицензировании теле и радиовещания. В этой связи, я хотел бы, чтобы работа по получению лицензий носила системный характер. Для этого, я призываю HAT активно работать с министерством. Мы бы хотели, чтобы сопровождение заявок, документов от членов ассоциации осуществлял исполком HAT. Дело в том, что, готовя ответы на вопросы теле и радиокомпаний, проводя скрупулезную разъяснительную работу, мы можем потерять время. Мы предлагаем, самой ассоциации взять на себя подготовку правильно оформленных заявок с дальнейшей передачей в министерство. Т.е. определить сотрудников в Астане с тем, чтобы они системно работали с лицензиаром, т.е. с нами.
  2. Я хотел бы обратить внимание членов ассоциации, операторов кабельного телевидения. Дело в том, что в связи с известной проблемой: нехватки частот, эта отрасль развивается очень динамично. И мы бы хотели, чтобы операторы кабельных сетей, при формировании пакетов, отдавали приоритеты нашим национальным, отечественным производителям: государственным и негосударственным. К чему я подвожу свою мысль. Дело в том, что в настоящее время уже несколько областных телерадиокомпаний (а это ВКО, СКО, Карагандинская, Мангистауская, ЗКО и т.д.) подняли свой сигнал на спутник и распространяют свои телепередачи на весь регион с потенциалом на всю республику. В ближайших планах Атырауская и Жамбылская области. В этой связи практически у всех операторов кабельного телевидения республики появляется возможность демонстрации областного телевидения. Я знаю также, что некоторые региональные независимые телеканалы также планируют поднять свой сигнал на спутник и таким образом потенциально вещать на территорию всей республики. Все это приведет к насыщению кабельных сетей нашим отечественным телепродуктом.
  3. И последнее. В самом ближайшем будущем министерство намерено объявить о традиционных конкурсах на подготовку и демонстрацию в эфире программ на государственном языке. Большая часть членов Ассоциации участвовало в конкурсах 2003-2004 г.г. Думаю, что и в этом году мы сможем конструктивно поработать. Кроме этого, нами готовится еще один вид конкурса: поддержка социально значимых проектов НПО. Мы проводили его также в течение последних двух лет. Главная его цель: поддержка социальных инициатив в различных сферах, в том числе и в области СМИ. Если НАТ разработает интересные проекты, мы также готовы будем их рассмотреть. Итак, добро пожаловать. Спасибо за внимание.
2. Новые Правила лицензирования деятельности телерадиовещателей

Из выступления Исмаилова Т.Ж., Начальника отдела лицензирования и теле-радио коммуникаций Министерства культуры, информации и спорта РК

    Исмаилов:Как Вы знаете, в 2004 году произошла реорганизация Министерства. Были внесены изменения во многие документы, касающиеся деятельности СМИ Казахстана. В данное время Правила лицензирования находятся на утверждении в Министерстве юстиции, и, думаю, к середине следующей недели будут утверждены окончательно.

    Исмаилов:Скажите, необходимо ли перерегистрировать свидетельство о постановке на учет как СМИ для получения новой лицензии?

    Досжан:Нет, ничего такого проходить не нужно

    Исмаилов:И еще один вопрос. Согласно новому Закону РК "О связи" лицензия называется по организации теле, -радиовещания. Значит ли это то, что необходимо получать лицензию на всех этапах трафика и вещания теле, -радиосигнала, если они не находятся в руках одного собственника?

    Досжан: Процесс остался прежним. Одна лицензия, одно СМИ. Только поменялось название.

3. Продление нормы по льготному налогообложению (НДС) ЭСМИ

Из выступления Кунбаева М.Т., Вице-президента НАТ Казахстана по ТВ, Генерального директора ТК "Эра-ТВ", г. Астана

    Кунбаев:Уважаемые участники круглого стола! Как Вы знаете, льгота по НДС для электронных СМИ была введена Указом Главы Государства в тот момент, когда были приняты поправки в "Закон о СМИ", где были регламентированы нормы ретрансляции зарубежных программ не более 20% от общего объема вещания. То есть льгота была предоставлена в связи со сложившейся ситуацией на рынке СМИ, дабы стимулировать отечественные телерадиокомпании к производству собственных программ. Тогда ставился вопрос об информационной безопасности страны, и норма была введена для ограничения зарубежного телевещания внутри страны. Понимая, что многие телерадиокомпании сразу не осилят собственное производство в больших объемах, тем более что производство таковое достаточно многозатратно, Глава Государства предоставил льготу электронным СМИ в виде нулевой ставки НДС. Фактически бюджет должен был возвращать телерадиокомпаниям весь уплаченный НДС, связанный с оборотами по производству телерадиопродукции собственного производства. В дальнейшем эта норма перекочевала в "Закон о введении в действие Налогового Кодекса" и дальше в сам "Налоговый кодекс". Если помните, в 2003 году Президент вновь продлил данную льготу еще на один год - до 1 января 2005 года. Фактически льгота действовала 3 года. Однако со дня ее введения наша отрасль столкнулась с нежеланием фискальных органов страны выполнять данную законодательную норму. Вспоминаются большие споры по возврату НДС Агентству "Хабар" со стороны налоговиков; далее региональные СМИ жаловались неоднократно на нежелание налоговиков идти на предусмотренные Законом проверки НДС. Как вы понимаете - нет проверки - нет и возврата НДС. У кого проверки проходили - не всегда получали возврат НДС деньгами, а зачетом по другим предстоящим платежам в бюджет и т.д. Анализ ситуации на рынке показывает, что реально воспользоваться данной льготой смогли единицы, у кого в штате имелись высококвалифицированные юридические службы. Многие малые телерадиокомпании так и не успели воспользоваться льготой по возврату НДС по нулевой ставке. Хочу отдельно продемонстрировать в этой связи и наш случай - со столичной телекомпанией "ЭРА-ТВ". Воодушевленные льготой по НДС, предоставленной электронным СМИ Президентом страны, наша компания сознательно пошла на техническую модернизацию. Понимая, что без хорошей профессиональной аппаратуры и цифровых технологий нам не сделать качественного собственного телевизионного продукта, мы в 2003 году закупили большое количество новых цифровых камер, монтажных магнитофонов, пультов и т.д. для производства собственных новостей и утренних шоу. Каково же было наше разочарование, когда налоговики по подтвержденным встречными проверками актам не захотели возвращать нам уплаченный поставщикам оборудования НДС, сославшись на разработанную уже под нас инструкцию, по которой возврат НДС по нулевой ставке по приобретенным основным средствам должен осуществляться не сразу в течение шестидесяти рабочих дней с момента получения налоговым органом заявления о возврате налога - как это прописано в п.I ст.252 Налогового Кодекса, а исходя из амортизационных отчислений за период использования основных средств в порядке, установленном письмом Налогового Комитета МФ от 26.04.2004 года № НК-УМ-08-2-21/3255. В результате мы, при покупке основных средств, НДС платим сразу, а возврат будем получать в течение 10 лет (таков в среднем срок использования телевизионной и радиоаппаратуры и собственно норм его амортизации). В данном случае налоговики фактически извратили саму суть предоставленной Президентом льготы. Через нашу Ассоциацию - НАТ Казахстана мы обратились с жалобой на действия фискалов в Уполномоченный орган - Министерство информации РК. И надо отдать должное и поблагодарить наше Министерство, которое оперативно вмешалось в ситуацию и потребовало от Министерства Финансов обеспечения возврата НДС, как того требует Налоговый Кодекс, без привязки к амортизации. Однако налоговики и на письмо Уполномоченного органа ответили отпиской и продолжали настаивать на своем, ссылаясь на свое же разработанное инструктивное письмо. Ни личные встречи, ни совещание у начальников департаментов Налогового Комитета МФ РК не смогли переубедить налоговиков, более того в 2004 году практически повсеместно в Казахстане был приостановлен возврат НДС по приобретаемым телерадиокомпаниями основным средствам, связанным с оборотами по производству собственной телерадиопродукции. И только обратившись в Специализированный межрайонный экономический суд г. Астаны, наняв профессиональных адвокатов, мы доказали свою правоту и суд решил иск о возврате НДС по приобретенным основным средствам в пользу ТОО "Телекомпания ЭРА" удовлетворить (решение №02-1602-04 от 28 декабря 2004г.). Правда мы еще не уверены, что оно вступит в законную силу, в виду возможной аппеляции налоговых органов, не говоря уже о том, что реальных денег мы так пока не получили - и неизвестно получим ли вообще. Ясно одно, что если мы в условиях действия данной нормы сталкиваемся с такими трудностями по возврату НДС по нулевой ставке, то в условиях отмены льготы с 1 января 2005 года по НДС, по нашему глубокому убеждению, налоговики напрочь забудут о возврате НДС - даже привязанного к сроку эксплуатации основных средств и бесполезно будет ждать возврата НДС в течение 10 лет норм эксплуатации законопослушным СМИ. Нас просто, извините, кинут, прикроются отменой льготы, а наши заявления рассматриваться вообще не будут. Так что говорить о необходимости продления нормы по льготному налогообложению в данных условиях не только нужно, а мы бы поставили вопрос так - актуально и жизненно необходимо! Сами понимаете, что в структуре расходов любой телерадиокомпании большую долю около 60-80% в зависимости от развитости компании, занимает вообще заработная плата или, если быть точнее, расходы на оплату труда. Из оставшихся 40-20% расходов станции текущие затраты, по которым производится возврат НДС по нулевой ставке (связь, транспортные услуги, обслуживание передатчиков и т.д.) составляют только около 10%, остальные 30% - это затраты на приобретение оборудования, студий, мебели, технологий и т.д., как раз - таки по ним налоговики и не возвращают НДС. Таким образом по львиной части затрат станций возврат НДС вообще не производится. Если считать за льготу возврат НДС из тех оставшихся 10% общих затрат станций, то, извините, не такая уж и большая эта льгота, если не сказать мизерная. Так, наверное, не это имел в виду Президент, вводя нам льготу по НДС. Вот так, как всегда, благое дело превратилось с подачи фискальных органов чуть ли не в профанацию или пускание мыльных пузырей. Отрасль в целом, при таком подходе налоговиков, особо и не выиграла за эти 3 года. Поэтому мы просим уважаемых депутатов вникнуть в данную проблему и вместе с нами, общественными журналистскими организациями, СМИ, обратиться к Главе государства о продлении льготы и разработать реальные механизмы ее обеспечения.

Из выступления Кнюх В.А.,Начальника Департамента налоговой политики и прогнозирования Министерства экономики и бюджетного планирования РК

    Кнюх: Налоги должны платить все. Когда мы отменили НДС для СМИ, многие страны нас не поняли. Для нас это был один из методов поддержки отечественных СМИ на стадии развития. Но вы же сами понимаете, что это не соответствует равным условиям для развития других сфер бизнеса. Государство помогало отечественным СМИ на протяжении определенного времени. Но в будущем, я такую помощь больше не вижу.

    Кунбаев:А депутаты поддерживают политику Министерства экономики и бюджетного планирования?

    Шалахметов: Я считаю, что эту льготу можно оставить еще года на 2 и все. Но и с Верой Андриановной я согласен. Как депутат, знающий внутреннюю жизнь СМИ, поддержал бы СМИ еще. Подобная льгота отечественным СМИ сейчас просто необходима.

Подвел итоги и закрыл работу Круглого стола - Байтасов А.М.

® Copyright NAT KZ - 2005